Бизнес-хит на мотив успеха

Мотивация персонала.

Чем отличается современный украинский бизнес от эпохи советского управления? Ключевое отличие... в одной букве. Если раньше начальник мАтивировал подчиненных (сколько анекдотов на эту тему!), то теперь все большее значение приобретает мОтивация.



Современный грамотный руководитель понимает: мотивация еперсонала - это уже полпути по дороге к успеху и развитию организации. Мотивы играют важную роль в трудовой деятельности человека.

Открываем словарь. «Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей предприятия». Это теория. Практическая же функция мотивации персонала состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на персонал. Цель мотивации персонала - ориентация на результативную деятельность с учетом мотивационных установок работников и их профессионального и личностного потенциала.

Ничего сверхсложного, не правда ли? Но когда дело доходит до практики мотивации персонала и применения моделей мотивации, начинаются сложности. Как же всё-таки “включить” мотивацию?

Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать. Создание и поддержание мотивации персонала является достаточно сложным делом, так как действующие мотивы зависят от особенностей работников, поставленных задач и времени. Основными методами мотивации * персонала являются:

  • материальное поощрение
  • организационные методы
  • морально-психологические.


1. Материальное поощрение. Первый, он же самый популярный метод мотивации персонала, называется «индивидуальная премия». Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату, и лишится своей мотивирующей роли. Так же дополнительные выплаты могут быть эффективны для привлечения новых работников. Но способны ли они мотивировать «старую гвардию» сотрудников на более эффективную работу?

2. Организационные способы мотивации персонала включают в себя:
участие персонала в делах организации

  • перспектива приобрести новые знания и навыки
  • проведение тренингов и семинаров для персонала
  • обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста персонала)


3. Морально-психологические методы мотивации персонала состоят в создании условий, способствующих формированию профессиональной гордости персонала, личной ответственности за работу. Здесь присутствует вызов самому себе, обеспечение возможностей выразить себя в работе, атмосфера взаимного уважения. Сотрудник может вызвать искренний интерес со стороны руководителя, не выходя при этом за рамки и не стоя ни у кого за спиной. Важным преимуществом является возможность вносить изменения в любые аспекты своей рабочей среды, которые не несут угрозу безопасности и имиджу организации.

Для руководителя будет полезно узнать, чего люди хотят от работы. Для этого можно провести анонимные опросы или анкетирование, поговорить с людьми о том, чего им бы больше всего хотелось. После этого можно будет правильно и оптимально провести мотивацию персонала.

Помните:
потребности постоянно меняются, и не стоит рассчитывать, что мотивация, которая оправдала себя один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. В хит-параде один хит может держаться неделями, но затем всё равно уступает место другим мотивам.

Напоследок хотелось бы вспомнить слова Антуана Сент-Экзюпери : “Если ты хочешь построить корабль, не надо созвать людей, что бы все спланировать, разделить работу, достать инструмент и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль”.