Детская психотерапия

Кто такой детский психотерапевт? В каком возрасте обращаются к детскому психотерапевту? Жалобы, с которыми обращаются к детскому психотерапевту. Причины детских психических и психологических расстройств.

В период от рождения до 3 лет, или младшем детском возрасте, Ваш ребенок находится под обязательным наблюдением участкового педиатра, и невропатолога. Самая частая проблема этого возраста — детская невропатия, которая выражается в общем беспокойстве ребенка, нарушениях сна, аппетита, частых срыгиваниях.

Невропатолог может отметить повышение или понижение мышечного тонуса, признаки повышенного внутричерепного давления. Он ставит диагноз перинатальная энцефалопатия ПЭП. Как правило, своевременного обращения к невропатологу и соблюдения его рекомендаций бывает достаточно для лечения и предотвращения дальнейшей патологии. К детскому психиатру или психоневрологу детей направляют после трех лет.
Жалобы, с которыми обращаются к детскому психотерапевту
Неадекватное или странное поведение ребенка - агрессия, пассивность, неусидчивость, нежелание или неумение контактировать с окружающими – родственниками, сверстниками, учителями.
Выраженные отличия в умениях и навыках ребенка по сравнению со сверстниками, что особенно ярко проявляется в начале школьного обучения.
Заболевания, специфичные для того или иного детского или подросткового возраста - энурез, энкопрез, тики, детские страхи, синдром гиперактивности с дефицитом внимания СГДВ или минимальные мозговые дисфункции ММД нервная анорексия и булимия.
Причины детских психических и психологических расстройств
Перинатальная патология – патология беременности, родов и первых месяцев после рождения. Последствия перинатального неблагополучия могут сказываться не сразу, а проявиться в течение детского периода - энурез, энкопрез, тики, заикание, синдром гипреактивности с дефицитом внимания (СГДВ) или минимальные мозговые дисфункции ММД.
Наследственная патология, доставшаяся ребенку от кого-то из ближайших родственников - шизофрения, психопатия, умственная отсталость и пр.
Заболевания нервной системы: последствия нейроинфекций или механического повреждения мозга (например, сотрясения).
Психотравмирующие факторы:
Семейное неблагополучие - негативное отношение к ребенку, негативное отношение родителей друг к другу - в последнем случае ребенок своим «плохим поведением» как бы отвлекает родителей от решения их собственных проблем. Больше всего он боится развода родителей. Больной или «неудачный» ребенок может на какое-то время удержать семью от распада
Негативное отношение к ребенку со стороны воспитателей или учителей или сверстников что приводит к «школьным неврозам».

Все это приводит к формированию определенных черт характера под воздействием неправильного типа воспитания в виде вседозволенности, жестких запретов или непоследовательности в воспитательных методах.
Как работает детский психотерапевт

Первый этап работы детского психотерапевта – это изучение истории болезни. Поэтому родителям на первом приеме желательно иметь на руках поликлиническую карточку ребенка. Детский психотерапевт должен знать, когда и с каких симптомов началось заболевание, что ему предшествовало. Перед лечением он может направить вас к другим специалистам с целью уточнения диагноза и методов лечения.

Детский психотерапевт по очереди беседует с родителем и ребенком с целью выяснить, насколько одинаково все трое понимают проблему.

Он проводит психологическое тестирование ребенка с целью установления его психологических возможностей и выбора адекватного метода психотерапии.

Он оценивает настрой родителя и ребенка на лечение, после чего анализирует, какие именно методы будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Он заключает с ребенком договор о конфиденциальности, покуда проблемный ребенок чаще всего в принципе не доверяет взрослым, которые вторгаются в его духовный мир. Детский психотерапевт обговаривает с ребенком те моменты, о которых не должны знать родители, и чаще всего это негативные чувства по отношению к ним. Но при этом предупреждает, что границы конфиденциальности заканчиваются там, где ребенок или подросток готов нанести реальный вред себе или окружающим.

Работа детского психотерапевта никогда не ограничивается только контактом с ребенком, здесь необходимо участие заинтересованного в изменениях родителя. Важно добиться одинакового понимания проблемы и путей ее устранения. Поэтому детский психотерапевт может предложить Вам пройти курс собственной психотерапии или семейной.
Методы работы детского психотерапевта

Методы работы детского психотерапевта отличаются от методов работы со взрослыми по следующим причинам:

Ребенок зачастую не понимает цели его контакта с детским психотерапевтом, т.е. он не замотивирован на изменения.

Он не понимает на сознательном уровне, в чем заключается его проблема и почему он здесь.

Ребенок, при том, что чувствует свое неблагополучие, не может его вербализовать, т.е. описать словами проанализировать причины.

Ребенок может вообще не понимать, что от него хотят родители и психотерапевт.

В силу этих причин детский психотерапевт применяет такие методы диагностики расстройств и лечения ребенка, которые в первую очередь заинтересовали самого маленького пациента.

Детский психотерапевт и психиатр своим внешним видом и манерой общения старается меньше всего быть похожим на других врачей. Я принимаю детей без белого халата и без прочей врачебной атрибутики (фонендоскоп и прочее).

Психологическое тестирование ребенка проводится в виде игры в загадки, в виде рисунков и пр.

Расспрос ребенка начинается не с его жалоб или нотаций; в первую очередь я выясняю, что ребенка интересует, доставляет ему удовольствие. Это способствует установлению контакта и доверия.
Психотерапевтический процесс проходит в виде:
Игры, которая позволила бы ему отреагировать «недозволенные» ему чувства в социально приемлемой форме.
Рисования пугающих его персонажей или ситуаций (в ситуации детских страхов).
Сочинения историй, аллегорически описывающих проблему ребенка, после чего вместе с психотерапевтом ребенок ее переписывает с тем, чтобы проанализировать неадаптивное поведение героев (по большей части – свое собственное) и выбрать наилучший вариант выхода из ситуации.
Методик, основанных на богатой возможности ребенка к воображению.
Прямого или косвенного внушения относительно его проблемы, когда детский психотерапевт прямо и директивно указывает ребенку на неприемлемость его поведения.
Диалога в духе рациональной терапии (в работе с подростками).
Психофармакологического лечения в случае необходимости. Все, чего Вы боитесь, но не можете узнать о психотропных препаратах, прочтите, пожалуйста, в статье Психиатр: психофармакологическое лечение. К психофармакологическому лечению детей детский психотерапевт подходит с особой осторожностью и только с согласия родителей.

Здесь я описала только несколько методов психотерапевтической работы с детьми. На самом деле их гораздо больше, и только после тщательной психологической диагностики, изучения истории заболевания, семейной истории и актуальной проблемы и отношения к ней всех членов семьи детский психотерапевт выберет один или несколько методов работы.

Запомните: чем раньше Вы обратились за помощью, тем лучше прогноз. Тем меньше проблем ожидает в будущем Вас и Вашего ребенка, и тем лучше будет Ваше психологическое состояние и качество жизни в целом.