Использование коучинговых вопросов на тренинге

Алан Мэттью (Alan Matthews)
TrainingZone.co.uk

Что я подразумеваю под коучинговыми вопросами? В центре внимания коуча лежат потребности конкретного человека. Коучинг направлен на то, чтобы человек осознал и принял на себя ответственность за собственные действия и развитие, не винил других и не искал оправданий своему бездействию.

Классические вопросы, которые коуч задает своему собеседнику, звучат примерно так:

Чего ты хочешь достичь?

Каковы твои цели?

Что тебе даст достижение этих целей?

С какими трудностями ты можешь столкнуться, достигая эти цели?

Какие шаги тебе необходимо предпринять, чтобы начать достигать цели?

С какими внутренними препятствиями ты можешь столкнуться на пути достижения целей?

Теперь о тренинге... На мой взгляд, для того, чтобы тренинг был эффективным, необходимо соблюсти ряд условий:

обучающийся должен быть в центре внимания,

содержание должно быть интерактивным и вовлекающим,

тренер должен быть в большей степени фасилитатором.

Использование коучинговых вопросов позволяет максимально реализовать все эти условия, автоматически перенося фокус на участника, а не на тренера или содержание программы. Вопросы провоцируют участников на размышления о том, чего они хотят достичь в результате обучения и как они будут применять полученные знания и навыки в практической деятельности.

Я вижу целый ряд выгод от использования коучинговых вопросов в тренинге:

коучинговые вопросы способствуют переносу опыта обучения в работу,

благодаря им тренинг перестанет быть слишком теоретическим или оторванным от реальности,

участники обучения активнее берут на себя ответственность за свои действия после окончания программы,

с помощью коучинговых вопросов преодолевается внутренне сопротивление обучающихся и соблазн обвинить в своих проблемах других людей,

вопросы активизируют мыслительную деятельность обучающихся, выводят их из позиции сторонних наблюдателей.

Для самого разработчика и ведущего программы коучинговые вопросы ценны тем, что фокусируют его на участниках обучения и заставляют думать о том, как организовать для них процесс размышления, обсуждения и поиска ответов на поставленные вопросы.

Вы можете выстроить всю сессию вокруг подобных вопросов и это будет совершенно другой опыт для участников, чем если бы вы уделяли основное внимание заранее определенному содержанию тренинга.

Несколько лет назад вместе с коллегой мы вели курс по телефонному общению с трудными клиентами. Готовой программы у нас не было. Мы приходили в офис и спрашивали участников программы: С какими проблемами вы сталкиваетесь в телефонном общении с клиентами? Чего вы хотели бы достичь в результате общения? В чем причины трудностей, которые вы испытываете? Как бы складывался разговор с клиентом по вашему идеальному сценарию?. Потом мы устраивали несколько ролевых упражнений, идеи для которых предлагали сами участники из своей практики. Сотрудники разыгрывали их, используя приемы работы в трудных ситуациях.

Наш подход был очень эффективен и популярен. С нашей стороны он почти не требовал никакой подготовки, кроме как придти в аудиторию и начать работу с правильных вопросов.

Примечательно, что в таком формате можно вести практически любые навыковые тренинги. Для хардовых тренингов, где участники должны получить некоторое количество готовой информации, вы можете использовать эти вопросы при подготовке тренинга: продумайте возможные варианты ответов участников и выстройте вокруг них теорию курса. Это поможет вам спланировать содержание обучения с максимальным учетом потребностей обучающихся.

Также вы можете начать тренинг с коучинговых вопросов: представьте участникам программу и спросите чего они хотели бы достичь, каковы их цели и т. д. Тем самым вы поможете им сконцентрироваться на том, что они хотят получить от обучения, и активизируете их мыслительный процесс. Далее продолжайте задавать вопросы после каждого очередного блока новой информации для того, чтобы обучающиеся постоянно размышляли о том, как использовать полученные знания.

Начав думать с позиции участников обучения через коучинговые вопросы, вы обеспечите живость и интерактивность своих тренингов. Кроме того, вам станет легче справляться с такими распространенными проблемами, как потеря интереса, пассивность и невовлеченность участников.

Перевод редакции Trainings.ru