Персональные коммуникации в эпоху социальных медиа

Читайте материал профессора в области компьютерных технологий о том, как социальные сети меняют общение между людьми.

В эпоху, когда социальные сервисы постоянно совершенствуют инструменты общения, становится ясно, что система персональных интернет-коммуникаций находится в процессе глубоких изменений.

Привычные коммуникативные теории требуют переосмысления в связи с тем, что их границы становятся все более размытыми. В этой ситуации пользователи и разработчики инструментов коммуникации должны уделять особое внимание опыту, который дает digital-общение.

Сегодняинтернет-общениевсе чаще стремится создать более личное, тесное, зависящее отместоположения пользователя иего желания делиться информацией, пространство для взаимодействия. Именно опыт взаимодействия всоциальных медиа способен связать мир виртуальных иреальных коммуникаций, считает Йоав Шохам (Yoav Shoham), профессор компьютерных технологий Стэнфордского университета иоснователь проекта Katango, создающего алгоритмы для автоматической сортировкидрузей всоциальных сетях.

Досих пор виртуальные коммуникации можно было четко разделить наактивные ипассивные. Кпервому типу можно отнести общение поэлектронной почте, вчате или обмен личными сообщениями. Ковторому— размещение постов всоциальных сетях или твиты. Донедавнего времени два этих типа общения практически непересекались. Усложнение коммуникаций все больше размывает границу между ними. Шохам выделил три области, где персональныеинтернет-коммуникациистановятся наиболее запутанными, ноотэтого неменее интересными для осмысления.

Группы

Сравним переписку поэлектронной почте между небольшой группой людей иразмещение поста всоциальной сети. Последнее действие посвоей функции больше напоминает массовую безличную рассылку. Однако недавнее открытие Google+под названием «Круги» (Circles) итот интерес, который оно вызвало упользователей социальных сетей, уравнивает оба действия. Действительно, естьликакая-торазница, опубликуете выфотографию для круга «Семья» наGoogle+ или отправите ееприкрепленным файлом наэлектронные адреса родственников?

Информационные побочные эффекты
Наиболее известный пример информационного побочного эффекта— различие между строкой для ввода адресатов (To) истрокой слепой копии (Bcc) вэлектронной почте. Допустим, выотправляете письмо двум своим друзьям. Введя оба адреса вобычную строку ввода, высоздаете тем самым общее поле знаний между всеми участниками переписки. Когдаже выпосылаете письмо одному другу, аадрес другого вписываете встроку слепой копии, высоздаете два потока общения между вами икаждым изваших друзей, один изкоторых незнает, что информация, содержащаяся вписьме, стала доступна ещекому-то. Учитывать этот информационный побочный эффект особенно важно вкорпоративной практике, когда разглашение адресов всех получателей письма считается неподобающим.
Социальные договоренности
Тщательный контроль информации, которую получают ваши контакты— отличительная черта общения поэлектронной почте, однако сейчас она все чаще переходит ивсферу коммуникаций всоциальных сетях. Создание социальных графов, позволяющих сортировать социальные связи подчеркивают эти проблемы. Теперь, каждый раз, размещая пост в Facebook, вызадумываетесь, что его может увидеть ипрокомментировать любой изваших друзей. Инасколько уместно, чтобы 2 ваших друга, которые незнакомы, отвечалидруг другу накомментарии?
Вывод
Мощное развитие социальных сетей ставит перед пользователями иразработчиками необходимость пересмотра существующих коммуникативных договоренностей. Вчастности, необходимость сглаживания различий между пассивными иактивными коммуникациями.
Шохам предлагает разработчикам, желающим улучшить опыт персональныхинтернет-коммуникаций, прежде чем приступать кработе, ответить для себя наряд вопросов, которые, возможно, помогут импереосмыслить сложившуюся ситуацию:

  • Если всоциальной сети будут создаваться группы, узнаютли ихучастники освоей включенности вних?


  • Как участник группы сможет отвечать нагрупповые сообщения? Сможетли онотвечать автору сообщения или всем участникам диалога?


  • Какую информацию участники группы смогут знать друг одруге?


  • Сможетли каждый участник группы свободно начать общение сдругими ееучастниками?

Наложение многоадресной коммуникации насоциальный граф— одна изсамых сложных задач, которая сейчас стоит перед разработчиками. Для еерешения необходимо учитывать информационные побочные эффекты исоблюдать социальные договоренности.