Практические основы организации бизнеса (вступительное слово)

Вводная статья из цикла публикаций Практические основы организации бизнеса

Давайте вспомним (или представим) как чаще всего многие успешные бизнесмены развивали своё дело... Всё начиналось с идеи, стартового капитала, рекламы, спонтанно организованной работы и массы трудностей. Затем шла первая прибыль, первый успех и всё становилось на свои места, становясь похожим на некую работающую систему, приносящую деньги. Эдакий вариант начала бизнеса «по-украински». Но рано или поздно наступает момент, когда такой подход морально устаревает и перестаёт срабатывать. Доля случая или везения становится всё меньше.

И разве этому учат в английских бизнес-школах будущих миллионеров?

Правильно организованный бизнес, тот который имеет владелец (а не наоборот) - это самостоятельный, здоровый организм, который живёт, растёт и развивается, а не набор органов, купленных на распродаже, сшитых наспех, подключенных к аппаратуре жизнеобеспечения и требующий круглосуточной сиделки.

Когда человек хочет купить машину, он прежде всего мечтает ездить на ней, а не целыми днями ремонтировать. Не так ли? Можно конечно и самому собрать по деталям... Но много ли найдётся желающих? Начнём с того, что любой исправно действующий механизм - проще (и дешевле) купить там, где его просчитали и "сконструировали", затем профессионально изготовили и протестировали. В этом случае есть гарантия того, что несколько лет водитель (если конечно он умеет ездить) не будет озабочен техническими вопросами, а если что-либо выйдет из строя - ему исправят специалисты. А если захотите продать - отладят и приведут в порядок все происходящие в механизме процессы, помоют его и натрут до блеска!

Бизнес - это механизм! В чём-то даже более сложный, поскольку имеет множество побочных аспектов. Это и изменяющееся законодательство и политическая нестабильность и человеческий фактор. Безусловно, есть свои риски. Но создать на предприятии отдельные службы, функции которых необходимы лишь периодически - означает раздуть штат и увеличить бюджет регулярных затрат! Не проще ли получать блага от эксплуатации этого механизма, а вспомогательные функции при необходимости поручать узким специалистам? Ведь прирождённый организатор тот, кто умеет правильно выделить приоритеты и расставить силы, видя, прежде всего свою главную стратегическую цель!

Большая часть ныне действующих бизнесов - строились и достраивались подобно самодельной машине! Многие бизнесмены, которые достигли того уровня, при котором необходимо диверсифицировать свой бизнес - столкнулись с проблемой, что «покупатели» рассматривают и оценивают их механизм как набор деталей (активов), а не как целостную систему. Казалось бы, дело всей жизни, а продать можно только «по цене металла»! Это характерная особенность всего нашего постсоветского пространства.

Мировые же тенденции, к которым мы всё равно идём, заставляют изменить подход к управлению бизнесом, его изначальному построению, отладке бизнес-процессов, а самое главное - к тому, как нужно воспринимать бизнес в целом. Не только как предмет купли-продажи, а как нечто предварительно проанализированное, сконструированное, управляемое и исправно работающее чётко определённое время.

Наша команда предлагает руководителям сконцентрироваться на главном, основном виде деятельности, а сопутствующие, вспомогательные службы вынести за пределы штатного расписания. При таком подходе можно с помощью внештатных специалистов решить ряд вопросов: разработать общий регламент работы фирмы и должностные инструкции для работников, сконструировать бизнес-процессы с учётом специфики предприятия, оптимизировать штат, провести анализ и маркетинговые исследования, обеспечить контроль персонала и сохранение коммерческой тайны, воспользоваться услугой "тайный покупатель", провести кризисный анализ, подобрать персонал, обеспечить юридическую поддержку, просчитать экономический результат от развития нового направления или покупки готового бизнеса и многое другое. Команда специалистов сможет организовать открытие филиалов или представительств в тех регионах, где компания планирует представить свои интересы, а также обеспечить удалённое управление этими подразделениями.

Эти и другие решённые задачи становятся теми нематериальными активами, которые повышают стоимость любой компании, поскольку приносят прибыль. Подробнее об этом можно прочесть на страницах одноимённого ежемесячного печатного журнала "ВАШ БИЗНЕС" - специализированном издании, направленном на повышение доходности бизнеса.