Вызовы, которые бросает сегодняшний день украинскому тренинговому рынку

Эта статья интересна тем, что автор дает объективную оценку тенденций развития тренингового рынка до и после кризиса. Кроме этого дано мнение автора по-поводу перспектив развития тренингового рынка и сегодняйшим реалиям заказчиков тренингов.

Если вы помните, у Владимира Ленина есть высказывание о том, когда возникает революционная ситуация: Верхи не могут управлять, а низы не хотят жить как прежде.

Сейчас, когда рынок тренингов и консалтинга вслед за всеми остальными рынками начал постепенно выходить из кризиса, складывается парадоксальная ситуация:

Заказчики ждут от тренинговых компаний того, что им дадут новые, более эффективные тренинговые продукты. Они хотят получить реальный, ощутимый эффект: умения применять определенные виды знаний для решения определенных видов задач.

А тренинговые компании и тренеры надеются на то, что спрос на их продукты начнет расти, и продажи вернутся на докризисный уровень.



Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое.

В период с 2005 по 2008 год количество тренинговых компаний в Украине росло, как количество грибов, после дождя. Сейчас только зарегистрированных тренинговых компаний (под регистрацией я имею в виду наличие сайта, присутствие на основных сайтах тренингового рынка и проведение открытых тренингов) более 400. А тренеров-фрилансеров более 2000.

Такое огромное количество субъектов рынка связано с очень простым и не затратным входом на рынок бизнес-тренингов. Практически любой человек может объявить себя бизнес-тренером, и начать предоставлять бизнес-тренинги. Связано это с тем, что эта область деятельности никак не регламентирована украинским законодательством. Максимум, что нужно было сделать до апреля 2011, это зарегистрироваться, как частный предприниматель, и платить в месяц 200 грн.

При таком бурном росте рынка бизнес-тренингов, понятно, что качество многих продуктов было низким.

Во время кризиса 2008-2010 год в связи с очень ограниченным спросом рынок тренингов упал практически на 80%.

У крупных украинских тренинговых компаний были ожидания, что кризис несколько «подчистит» рынок и из «игры» выйдет большое количество «игроков». Однако, произошло обратное.

Наоборот, на рынок пришли тренеры из смежных областей. Многие рекрутинговые компании добавили к своим услугам тренинги. В крупных торговых компаниях уволили внутренних тренеров, которые пополнили ряды тренеров-фрилансеров.

Понятно, что такая ситуация увеличения количества, не добавила качества в тренинговые программы, предлагаемые на рынке.

Начиная с марта 2010 года рынок бизнес-тренингов начал расти. Согласно маркетинговому исследованию рынка тренингов и консалтинга, которое проводилось под эгидой Европейского Банка Реконструкции и Развития, рост в 2011 годы составит 10-15%, а к 2015 рынок выйдет на показатели 207-2008 годов.

В начале статьи была использована цитата Владимира Ленина о революционной ситуации.

Почему же на рынке бизнес-тренингов назревает революционная ситуация и какая революция может совершится?

К счастью, в бизнесе, революции проходят бескровно и длятся не один год. Скорее процесс, который происходит, можно назвать эволюционным.

Что есть сейчас? «Дикий» не структурированный рынок, с большим количеством игроков.

Тренинговые компании очень медленно реагируют на новые запросы рынка. А рынок сейчас требует не просто бизнес-тренингов в докризисном формате (послушали-повеселились-что-то применяем).

Заказчики хотят получить реальный, ощутимый эффект: умение применять определенные виды знаний для решения определенных видов задач.

Имеется в виду, что нужно предлагать клиентам новые тренинговые продукты, которые действительно позволят участникам получить готовый продукт. Продуктом бизнес-тренинга может быть навык, полученный участниками, непосредственно на тренинге. Прописанный на тренинге бизнес-процесс, который можно применять уже на следующий день и т.д.

Не секрет, что сейчас большинство тренингов (так называемые тренинги soft skills) дают только информацию и понимание, что технология работает и ее стоит применять.

Новым трендом тренингового рынка должны стать тренинги, после которых участники получают готовый продукт. Как вариант – навыки.

В качестве примера можно привести стратегические сессии. На стратегической сессии участники прописывают план развития компании на ближайшие несколько лет. Этот план и является продуктом тренинга.

Заказчики хотят получать за свои деньги конкретный результат. Однако, рынок, в большинстве случаев, все еще предлагает тренинги старых форматов. Однако, постепенно, появляются и тренинги нового поколения.

Предлагается заказчикам перестать заказывать тренинги в старом формате, которые не приносят результатов. При заказе тренингов, согласовывайте с тренинговыми компаниями программы, которые позволяют выработать навыки во время тренинга, или в процессе пост-тренинга.

Для тренинговых компаний такие тренинги будут очевидным конкурентным преимуществом. Кроме того, такой тренинг будет достаточно сложно повторить.

Все мы хотим жить в богатой, процветающей стране. Однако, чаще всего, можно услышать о том, как все плохо, и как нам мешают политики, чиновники, налоговики и т.д. Можно жаловаться и дальше, а можно начать движение в направлении повышения эффективности бизнес-тренингов.

Ведь повышая эффективность работников, которые проходят тренинги, тренер повышает эффективность компании, которая оплатила этот тренинг.

Возможно, эта фраза звучит высокопарно. Однако, еще никто не сказал лучше, чем Дж. Ф. Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее».

Если хотя бы часть людей начнет действовать в этом направлении, ситуация вокруг нас начнет изменяться к лучшему.