Застенчивый ребенок - радость или наказание?

Что такое застенчивость и, главное, как к ней относится? Эта статья о том, что происходит, когда стенительность перерастает границы милой возрастной особенности и становится трудностью, которая мешает ребенку проявлять себя и быть счастливым.

Все мы хорошо знакомы с застенчивыми детьми – они встречаются в жизни, изображаются в мультиках и сказках, ими могли быть мы сами когда-то. Застенчивые дети предстают очаровательными и милыми скромниками, которые привлекают своей трогательностью. Однако интуитивно мы чувствуем, что есть в застенчивости и что-то плохое, ограничивающее, от чего бы хотелось освободить своих детей.

В чем недостатки застенчивости?

Почему мы говорим «освободить» от застенчивости, а не защитить?

Потому что застенчивость – это не внешняя угроза, а внутренние ограничения ребенка. Именно душевные переживания ребенка, его смущение, страх, растерянность, недостаточное понимание и умение вести себя в ситуации, а иногда и стыд парализуют его детскую активность, игру, общение. Для многих взрослых эта черта – только плюс, поскольку можно быть уверенным, что ребенок будет слушаться, выполнять требования, «не наделает дел». Но сегодня многие из нас знают, что именно застенчивость мешает ребенку реализовать себя, показать, что он умеет, защитить и отстоять.

Итак, нежелательные последствия застенчивости проявляются в том, что:

  • ребенок испытывает сложности в общении, как с незнакомыми взрослыми, так и с ровесниками: не может начать знакомство, попросить о помощи, проявить инициативу, взять на себя активную роль в игре, из-за чего остается пассивным и ведомым;
  • ребенок не может показать своих возможностей, не пользуется тем, что знает и умеет (многие родители сталкиваются с такой ситуацией, когда в ответ на просьбу рассказать стишок или посчитать, ребенок молчит, парализованный смущением);
  • ребенок становится зависимым, несамостоятельным, отказывается сходить в магазин и купить что-то элементарное, обратиться за помощью к учительнице, позвонить однокласснику, узнать домашнее задание; ребенок во всем требует помощи родителей;
  • если на застенчивость наслаиваются страхи, то ребенок может таить секреты, которые могут касаться даже его безопасности: промолчит, что его ударили в школе, что болит живот, не попросится выйти в туалет из-за смущения и т.д.;
  • действия и круг общения застенчивого ребенка становятся очень избирательными: играет и общается только с хорошо знакомыми людьми, выполняет только хорошо знакомые действия, не рискует попробовать что-то новое, словом, любым образом избегает неловких ситуаций, которые могут вызвать стыд и смущение;
  • ребенку сложно отстоять себя, ему трудно сказать «нет», защитить свое право, высказать желание или нежелание что-то делать, он соглашается со всем, лишь бы не противоречить;
  • ребенок становится конформным: дружит с теми, кто предложит ему дружбу, а не с теми, кого выбирает сам, соглашается с мнением других и т.д.

Характерно, что застенчивые дети часто вырастают во взрослых, которым трудно нести бремя самостоятельности, которые теряются в социальных ситуациях, испытывают сложности в общении с противоположным полом, не могут сказать «нет», отстаивать свои права, высказывать свои мысли, противоречить или же делают это, мучаясь тяжелыми переживаниями нерешительности и страха.

Преодолеть (или, по меньшей мере, минимизировать вред) застенчивости можно и очень важно. Однако, как и любая проблема, возникающая под воздействием многих факторов (культура, воспитание, особенности личности ребенка, события жизни), застенчивость требует комплексных мер преодоления. Для того, чтобы справиться со стеснительностью, важно:

  • откорректировать установки и особенности семейного воспитания (быть аккуратным с «ярлыками», которые влияют на самооценку ребенка: «он все равно не сможет, он стесняется»; уменьшить оценочное отношение к ребенку, другим людям и событиям, ведь слыша постоянную критику, ребенок учится быть тоже излишне придирчивым к себе);
  • создать поддерживающую среду, научиться помогать ребенку осваивать самостоятельные действия маленькими шагами (например, родители мальчика, чтобы приучить ребенка к самостоятельному выбору игрушек, бросили его одного в магазине, требуя совершить выбор, что еще больше напугало сына);
  • сформировать возможность для реализации ребенка в игре, спонтанных занятиях, общении со сверстниками (проявление искренних и непосредственных детских чувств в безопасной обстановке помогает ребенку поверить в себя);
  • если это необходимо, помочь ребенку с помощью психотерапевта – преодолеть страхи, сформировать необходимые навыки общения, отработать способы выражать свои желания и отстаивать свое мнение и т.д.

Таким образом, детская застенчивость – это качество, которое, при определенных условиях, из возрастной особенности может превратиться в серьезное препятствие для полноценного эмоционального и личностного развития ребенка. Ее решение требует общих усилий семьи, педагогов и психолога, который поможет грамотно организовать процесс преодоления стеснительности.